Во времена кассет музыкальная индустрия жила припеваючи. Механизм создания звезды был банален и понятен, а индустрия контролировала все каналы реализации музыки. Первый удар по индустрии, казалось, нанесли японские компании, которые предложили магнитофоны с возможностью перезаписи кассет, но учитывая, что рынок был на подъеме, постоянно рос, этот момент крупные звукозаписывающие лейблы просто проигнорировали. С появлением CD изменился носитель, но принцип работы всей индустрии остался ровно тем же. В музыкальных небесах все было спокойно.
Удар по индустрии нанес формат мр3, когда музыку стало возможно копировать в электронном виде, с легкостью распространять ее. Продажи физических носителей (CD/DVD и других) падают ежегодно. Появившиеся вслед за iTunes музыкальные магазины агрессивно растут, их продажи прирастают на сотни процентов в год, если не на тысячи. Но не компенсируют падение продаж физических носителей. Разница и показывает, сколько людей теперь с легкостью копирует музыку из различных источников, какие-то из них легальны, иные нет. Но тут человеческая жадность столкнулась с ровно той же жадностью. С одной стороны, музыканты и звукозаписывающие компании, с другой стороны миллионы слушателей, многие из которых не готовы платить за музыку, если могут получить ее бесплатно, пусть и с нарушением закона.
Ответом музыкальной индустрии стали показательные наказания отдельных пользователей. Астрономические штрафы, максимальное освещение таких судебных слушаний в прессе, но практически нулевой результат. Люди все равно воруют музыку. Вначале пала цифровая защита музыки, с ней люди отказывались приобретать композиции, затем появились сервисы, предлагающие неограниченную подписку на музыку за фиксированную плату. Но и эти метаморфозы не позволили выработать модель, которая бы устраивала все стороны. Пользователи продолжают воровать музыку, а музыкальная индустрия терять деньги. Без преуменьшения могу сказать, что самой большой проблемой для индустрии сегодня является модель взаимодействия музыкантов и слушателей. Как добиться того, чтобы музыканты получали деньги за свою работу, а слушатели могли легально пользоваться плодами их трудов.
Некоторые музыканты поступили радикально, они предложили свои песни для загрузки в онлайн бесплатно. А зарабатывать продолжили на концертах, что возможно для популярных групп. Для обычных музыкантов это отнюдь не вариант, так как они просто не успеют стать популярными, чтобы дать концерты и не доживут до этого момента. Их труд никто не будет оплачивать. Замкнутый круг.
Удивительно, но сложившаяся ситуация, обостряет давно назревший конфликт, когда звукозаписывающие компании превратили музыку в бизнес, поставленный на поток. Рецепт создания звезды был открыт еще в 30-е годы прошлого века и с тех пор не изменялся. Но в современном мире, он прекращает работать или требует баснословных затрат. С каждым годом этот рецепт будет обходиться все дороже, а возврат инвестиций станет все меньше. И тут мы натолкнемся на то, что лейблы будут вынуждены поддерживать с десяток исполнителей, в которых вложили деньги, а параллельно искать команды, которые нравятся людям (эта часть работы, по моему глубокому убеждению, отошла на второй план в последние 30 лет, компании предпочитали создавать подконтрольных звезд). Как их искать? Очевидный ответ, что в социальных медиа. Но как эти команды будут выживать? Возможно, что за счет тяги к творчеству и веры в свои силы. Этот рецепт будет банален – многолетняя работа над музыкой без каких-либо перспектив и потом неожиданный взлет. Музыка превратится в развлечение для энтузиастов, то есть в то, чем и должна быть.
Нарисованная мной картина представляет очень резкое изменение расстановки сил на рынке музыки. Вряд ли все произойдет по такому сценарию. Но и как все получится на практике, никто не может сказать. И лейблы, и музыканты, и слушатели ищут сегодня некую новую форму взаимодействия. Попытка ввести налоги на носители информации и затем распределять эти деньги между музыкантами, это также ответ на сегодняшние рыночные условия, когда музыку воруют. Но этот ответ выглядит плохим, он не учитывает ровным счетом ничего и не позволит этому рынку развиваться. Поэтому он отомрет в большинстве стран, можно смело считать его промежуточным. Но что нас ждет в конце туннеля? Я не знаю ответа на этот вопрос. Одно могу сказать с точностью. Музыка сегодня становится бесплатной и такая ситуация сохранится в будущем. Мы переходим в мир, где большая часть произведений искусства будет бесплатной. И арт мир ждет огромное число потрясений, он просто не готов к ним. Художники, которые были нищими в прошлом, сегодня станут просто небогатыми людьми, если не смогут найти свою нишу. Искусство вновь пройдет через этап развития, когда его ждут потрясения. Как и всех нас. Удивительное дело, но это тот редкий случай, когда я не могу даже представить, как может эволюционировать музыкальная индустрия. Как мы будем и главное чем, платить за музыку. И будем ли вовсе? На что будут жить музыканты и творить? Одно ясно, легкого решения индустрии не найти, иначе бы мы его уже увидели.
Источник: http://www.mobile-review.com/articles/2011/birulki-128.shtml |